В «Мести ситхов» - третьем эпизоде серии по каноническому фильмоисчислению все сюжетные линии были сведены воедино, получены ответы на некоторые животрепещущие вопросы и показано наконец, как Анакин Скайуокер стал Дартом Вейдером – событие, которого все человечество ждало 28 лет. Однако Джордж Лукас вскоре после премьеры заявил, что забрасывать серию не собирается, и тысячи приличных людей, теряющих способность мышления при звуке раскрывающегося светового меча, замерли в напряженном ожидании. Ждать пришлось три долгих года, перебиваясь сомнительного качества литературой «по мотивам» (подразделение лицензирования LucasBooks уже выпустило в печать, страшно сказать, более 500 наименований), анимационным сериалом The Clone Wars или даже игрушками фирмы Lego, в которых дозволялось приделать Люку Скайуокеру голову от С-3PO и спустить его в надувной лодке в унитаз (самые отчаянные Star Wars-гики считают, что это очень круто и символично). Любителям электронных развлечений был предоставлен в распоряжение джентльменский набор: стратегия Star Wars: Empire at War, сетевой шутер Star Wars: Battlefront 2, ролевая игра Star Wars: Knights of the Old Rebublic 2 и, конечно, полная компиляция всех когда-либо выходивших приличных игр на тему Силы и световых мечей в одной коробке Star Wars: The Best of PC (про Лего З.В. мы вежливо молчим, хотя ничего постыдного, как сообщают с задних рядов, в них нет, скорее наоборот). Войны клоунов Скрашенные этими маленькими радостями три года ожидания пролетели незаметно, но анонс новых «Звездных войн» вызвал весьма противоречивую реакцию общественности. Это был анимационный мультфильм Star Wars: The Clone Wars – опрятный, хороший, но от этого не менее мультипликационный. Дети, вероятно, были счастливы, но людям постарше приходилось только грустно вздыхать и ждать новостей. Как раз в это время грустный взгляд сообщества упал на игровые приставки – там LucasArts анонсировала наконец-таки полноценное «продолжение саги» - игру Star Wars: The Force Unleashed, буквально ожившую мечту всех фанатов «Звездных войн». К этому моменту игра уже потеряла статус странной технодемки, в которой с помощью дроида R2D2 в щепки разбивался физически корректный кусок фанеры (мы серьезно, именно так разработчики демонстрировали продвинутую технологию Dijital Molecular Matter), также общественности стали доступны дивной красоты скриншоты, в которых молодой человек с волевым взглядом и красной светосаблей пускал в штурмовиков страшной силы молнии – в пресс-релизах значились слова «секретный ученик Дарта Вейдера», а первый же Е3-трейлер показал, как этот самый ученик голыми руками останавливает 1,5 – километровый Звездный Разрушитель (Империал, вместимость – 72 истребителя Tie-Fighter и до 50 тысяч человек личного состава, вес 36 тысяч тонн). Мир замер в предвкушении.. A long time ago Оглядываясь в прошлое и перечитывая пресс-релизы, можно подумать, что LucasArts пообещала невозможное: мощнейший игровой движок, работающий в симбиозе с тремя передовыми технологиями; сюжет уровня нового эпизода саги и возможность спустить с цепей чудовищные по мощи способности ситха – то, что мы, больные Star Wars люди, называем строго по-английски: Force Lightning, Force Choke, Force Grip и даже Force Repulse. Самое интересное, что все обещания ЛукасАртс сдержала, причем не просто формально. TFU действительно содержала все обещанные компоненты. Но были ли она при этом такой качественной, комплексной и во всех смыслах уникальной игрой, какой описывали ее разработчики? In a Galaxy far, far away.. Как многие уже наверняка знают, The Force Unleashed стартует незадолго после окончания третьего эпизода и начинается на планете Кашиик (Kashyyyk) - родной планете мохнатых братьев прямоходящей обезьяны Чубакки, инопланетян Вуки (Wookie). По подтвержденным данным, на Кашиике прячется беглый джедай, и Дарт Вейдер лично отправляется а планету, чтобы выследить и убить предателя Империи. Играть (здесь следует вздох радости) придется именно за Вейдера, и это один из лучших обучающих уровней из всех, что мы можем вспомнить. Под звуки имперского марша ты шагаешь, расшвыривая легким движением руки толпы разгневанных братьев Чуи, черный плащ безжалостно развевается на ветру; в минуты затишья слышно классическое хриплое дыхание Грандмастера ситхов. Счастье накатывает волнами. Все возможности игры доступны и открыты сразу же - после короткого понимания, на какую кнопку здесь назначен Force Grip (Хватка Силы), начинается феерия: Вуки беспомощно барахтаются в воздухе, трубно воют под ударами светового меча и предоставляют широчайшие возможности для развлечений - ты можешь сколько угодно считать, что светлая сторона Силы сильнее и в итоге обязательно победит темную, но невозможно отрицать лишь один факт: темная сторона при всех своих недостатках выглядит в десять раз круче. Feel the power of the Dark Side После серии увлекательных экспериментов со спецспособностями (что, если поднять Вуки в воздух, а потом ударить молнией? Наступит цепная реакция!) и восторженных вздохов по поводу безупречной работы технологии Digital Molecular Matter (деревья, как и обещано, можно рубить буквально на щепки, выглядит это невероятно красиво), мы наконец находим беглого джедая и вступаем с ним в открытую конфронтацию. Камера, прежде закрепленная за твоей спиной, перемещается на «вид сбоку», Вейдер виртуозно размазывает беглеца по стенке, изредка выхватывая из воздуха истребители и бросая их на голову противника - тот сопротивляется, но тщетно. Загнав врага Империи в его дом, Вейдер останавливается: «Я чувствую здесь кого-то гораздо более сильного, чем ты. Говори мне, где твой мастер!» Джедай парирует: «Безумец! Ты убил моего мастера несколько лет назад!» Мы добиваем противника, но вдруг световой меч вылетает из длани Темного лорда прямо в дрожащие руки маленького мальчика, со страхом наблюдающего за происходящим из темного угла. В этот самый момент в комнату деловито вбегает отряд штурмовиков, ситх возвращает себе меч и картинно расправляется с ними, чтобы сохранить произошедшее в секрете... Примерно так и начинается история тайного ученика Дарта Вейдера. Eclipse to Starkiller Десять лет спустя Вейдер отправляет нас, уже в роли безымянного молодого человека с позывным Старкиллер (Starkiller), на первое задание - мастер ордена джедаев генерал Кота (General Kota) вместе с группой повстанцев атаковал фабрику по производству TIE-Fighter, классических имперских истребителей. Нам поручается немедленно остановить его, принеся в качестве свидетельства о смерти вражеский световой меч (все видеовставки в игре, надо заметить, выполнены и поставлены на высочайшем уровне убер-студией Лукаса Industrial Light & Magic - именно она занималась всеми спецэффектами к оригинальным кинолентам). После короткой прелюдии, в которой мы знакомимся с новыми друзьями: забавным тренировочным роботом Прокси, мечтающим в один прекрасные день убить нас, и новенькой девушкой-пилотом Джуно, которая оказывается у Старкиллера уже восьмой по счету (семь предыдущих пилотов погибли), - начинается собственно игра. И здесь нужно сразу же смириться с сильнейшим разочарованием: практически все силы Дар та Вейдера у Старкиллера по понятным причинам отсутствуют и их предлагается зарабатывать уже по мере прохождения игры. Да, это логично, обусловлено балансом и сюжетом, но все же крайне обидно - лишить нас всех радостей жизни, так и не дав вдоволь наиграться с невероятными способностями темной стороны Силы. Компенсировать этот недостаток игра тут же бросается дивной красоты графикой - все происходящее на экране выглядит не хуже сюжетных видеовставок и до боли напоминает CGI-видеоролики к играм, вышедшим всего несколько лет назад. Металлическая обшивка коридоров космической станции отражает и преломляет свет, одежда Старкиллера ведет себя в соответствии с законами физики, а продвинутые технологии освещения и сглаживания заставляют картинку выглядеть невероятно стильно и объемно - при этом предоставляя в распоряжение игрока совершенно новый уровень интерактивности. Уже в первые минуты начинаешь понимать, что из потолка и стен можно с помощью Силы выдергивать какие-то технические блоки, швырять их в окно, на короткий момент разгерметизируя помещение - все мелкие предметы тут же засасывает в космос, а окно поспешно закрывается гермоставнями, проглотив отчаянно пищащего дроида, так похожего на R2D2. Seize control Но по-настоящему игра раскрывается, безусловно, во время схваток с противниками - в нашем случае драться поначалу придется одновременно со штурмовиками Империи и повстанцами генерала Коты (не забываем, что никто не должен узнать о нашем существовании, поэтому любезно убиваем всех присутствующих) - больше всего это похоже на Devil May Cry или God of War, но с камерой, закрепленной за спиной персонажа. Каждый удар световым мечом настолько молниеносен, что игра даже останавливается на долю секунды, чтобы запечатлеть момент поражения противника, и тем самым позволяет легче проводить различные комбинации. Но световая сабля, как ты, наверное, уже догадался, не самое интересное оружие в игре. Даже с ограниченным стартовым набором возможностей Старкиллер способен на многое: хватать противников с помощью Хватки Силы (Force Grip), подбрасывая их в воздух или разбрасывая в стороны, кидаться в них взрывоопасными предметами или мило бить несчастных врагов о стену до потери сознания. Ни штурмовики, ни повстанцы умом и сообразительностью не отличаются, поэтому берут количеством. Когда ты сражаешься сразу с 20 противниками, где-то наверху засели два снайпера, а с другого конца уровня размеренно идет на встречу шагающий робот АТ-АТ, The Force Unleashed способна генерировать действительно незабываемые ощущения. COMBOBREAKER Комбинирование разных методик Силы - вот главный ключ к успешному и аутентичному истреблению врагов. Игра не только награждает за разнообразие очками талантов, но и позволяет проводить комбинации с использованием сразу нескольких способностей - к примеру, выполнив три удара световым мечом и нажав кнопку, отвечающую за Толчок Силы (Force Push), Старкиллер ударит чистой энергией в пол, подбросив противников в воздух, или зарядит меч электричеством, если нажать на Молнию Силы (Force Lightning). Разумеется, висящего в воздухе противника (или даже противников - максимально прокачанная Force Grip позволяет поднимать сразу трех штурмовиков или столько же предметов интерьера) можно также угостить молнией, броском светового меча или толчком в неизвестном направлении. Вариантов огромное множество, а на то, чтобы выучить все комбо, уйдет немало времени. Но The Force Unleashed как раз из тех игр, в которых процесс куда более важен, чем результат. Впрочем, наверное, именно из-за этой особенности игра и пробуксовывает в те моменты, когда начинаешь понимать, что за коридором, полным имперских штурмовиков, последует еще один и не будет им видно ни конца ни края. К счастью, нужную долю разнообразия вводят в игру битвы с боссами и мини-боссами - первые обставлены с особенным размахом. К примеру, на том же первом уровне игры (всего в игре девять миссий, примерно по часу на каждую) ближе к концу тебя будет ждать битва с генералом Котой в главном командном отсеке станции - в определенный момент Кота силой мысли оторвет от завода эту огромную рубку, и бой продолжится уже во время падения на поверхность планеты. Прибавь к этому использование крайне зрелищных QuickTime Events - и получишь примерное представление о том, что в игре дух будет захватывать по-настоящему. *** (вместо вывода) В рамках игрового наследия StarWars, да и игр такого жанра вообще, The Force Unleashed ни в коем случае не идеальна – она слишком упорно настаивает на комбинации «десять комнат со штурмовиками - элементарная загадка - еще десять комнат учтенными штурмовиками - босс - потрясающий видеоролик и сценарное откровение». Более того, все революционные технологии работают исключительно на то, чтобы делать нам красиво (не то чтобы нам хотелось большего, но...). Здесь, безусловно, есть достаточно раздражающие моменты, проблемы с балансом и, простите, огрехи игрового дизайна, отсылающие к играм начала десятилетия: включи три рубильника, собери повер-ап и поприветствуй нашу новую толпу штурмовиков. Другое дело, что помимо этого в игре присутствуют огромное количество понятных для посвященных SW-людей тонкостей, возможностей расшвыривать в стороны толпы имперских штурмовиков и просто невероятная проработка сценария, действительно меняющая традиционный взгляд на «классическую» трилогию. The Force Unleashed - она еще и для тех, кто ценит первые фильмы Лукаса больше остальных: экскурсия по местам боевой славы, знакомые персонажи с неожиданных ракурсов и возможность дистанционно схватить за шиворот надоедливого инопланетянина - Родиана с хоботком (^.^) вместо рта и запустить его как можно дальше, наблюдая за происходящим с непроизвольно хищной ухмылкой. НЕКАНОНИЧНО: Помимо основной сюжетной линии в PC-версию Ultimate Sith Edition войдут все загружаемые костюмы (хочешь по-косплеить Бобу Фетта или Дарта Мола, но лень мастерить доспехи из картонных коробок? Не вопрос! Это сделает за тебя ученик Дарта Вейдера!) и несколько эксклюзивных для этого издания миссий: штурм здания храма джедаев на Корусканте, разборки с Оби-Ваном Кеноби на Татуине и - внимание! - миссия по убийству Люка Скайуокера на Хоте. Нет, глаза тебя не обманывают: разработчики называют две последние миссии «альтернативным вариантом развития событий»: закованный в устрашающую броню Старкиллер выполняет приказы. Что если темная сторона все-таки одержала верх? Чтобы понять, почему так получилось, желательно пройти оригинальную Star Wars: The Force Unleashed, закончив ее с плохой концовкой, - тогда все встанет на свои места. MAY THE FORCE ВE WITH PC-GAMERS Признаться честно, анонса The Force Unleashed на PC все разумные люди перестали ждать еще год назад, когда LucasArts категорично заявила, что современные компьютеры не в состоянии справиться с игрой должным образом, а портить впечатление от игры, портировав версию для PlayStation 2, они не намерены (одна из самых странных отговорок, которую мы когда-либо слышали, но, наверное, именно поэтому она и сработала). В итоге фанаты «Звездных войн» либо утешали себя тем, что игра получилась неидеальная, а обещанные «новый взгляд на историю вселенной» и полноценную главу в SW-care» восполняли с помощью сбивчивых рассказов знакомых или портала YouTube либо в приступе отчаяния покупали Xbox 360 или PlayStation 3 и убеждались во всем этом лично. И вот, словно молния, спущенная с пальцев ситха, в новостные ленты ворвалась ослепительная новость: расширенная и дополненная версия игры с подзаголовком Ultimate Sith Edition посетит персональные компьютеры уже этой осенью. ВОПРОС ФОРМАТА Портированием The Force Unleashed на PC занимается студия Aspyr, и это внушает некоторые опасения - их РС-версии серии Tony Hawk не отличались особо дружелюбным управлением, а судить о качестве портирования на PC игр серии Guitar Него несколько затруднительно. С другой стороны, у компании на счету вполне нормальный порт Turok и несколько десятков тайт-лов, портированных на Apple Macintosh. РЕВИЗИЯ ТЕХНОЛОГИЙ Havok Physics V 6.0 Старый добрый движок Havok по-прежнему лучше всех справляется с физическими расчетами без применения дополнительных вычислительных мощностей (на этом фронте теперь доминирует NVIDIA PhysX с ее графическим ускорением физики). В The Force Unleashed интерактивных объектов не просто много - очень много, физике подчинены абсолютно все противники и даже мельчайшие частицы материи, которые генерирует Digital Molecular Matter. Digital Molecular Matter Дословно - технология цифровой материи, физический движок, на ходу просчитывающий достоверную деформацию различных объектов и материалов: металл гнется, деревья превращаются в щепки - и именно в том месте, на которое было произведено физическое воздействие. Также отвечает за симуляцию достоверного поведения мягких тел. Euphoria Настоящий прорыв в технологиях анимации персонажей на основе физики искусственного интеллекта, движок Euphoria отлично зарекомендовг в Grand Theft Auto 4, но в The Force Unleashed выполняет скорее декоративную функцию. Да, действтельно, анимация всех (беспомощно болтающихся в воздухе) штурмовиков просчитывается налету, а при определенной удаче они могут хвататься друг за друга, за ящики и водить в воздухе хороводы. Разработчики называют это реалистичным поведением персонажей и, закрыв глаза на слабый, собственно, игровой искусственный интеллект, самодовольно улыбаются - не будем им мешать. Ну и, наконец, Опыт игры: Мы поиграли в одну из дополнительных миссий, которые будут доступны в Ultimate Sith Edition на PC: зачистка джедайского храма на Корусканте, куда Старкиллер прилетел в поисках ответов о своем прошлом и информации об отце. Структура уровня выполнена достаточно оригинально - проход в хранилище голокронов (информационные носители фантастической вместимости, которыми пользуются джедаи и ситхи) заблокирован гигантской статуей, и нужно придумать, как освободить проход. Сам храм доверху наполнен лучшими подразделениями имперских штурмовиков, включая самых опасных и сильных - роботизированных Dark Troopers. С другой стороны, к началу миссии доступны большинство умений, а левел-ап также никто не отменял. После того как откроется проход к архиву, Старкиллер наконец-то найдет запись о своем отце (выполненную в виде говорящей голограммы), которая предложит ему пройти испытания джедая, а в конце ждет очень оригинальный босс. Правда, до этого нам придется столкнуться с целой прорвой тренировочных дроидов (бесконечной, если не знать, как их остановить)) и чудесной галереей из статуй джедаев, которые так восхитительно рассыпаются на мелкие части.. Автор: Кирилл Перевозчиков "PC-игры", № 10, 2009
|