Статистика |
Онлайн всего: 1 Страннкиов: 1 Пользователей: 0 |
|
Тонкие уловки мистера Лукаса.
"Звездные войны. Эпизод I": тонкие уловки мастера Лукаса
Автор: АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №47 от 23 ноября 1999 года
Статья Алексея Орлова, в которой он
рассматривает эзотерические методы манипуляции аудиторией с помощью
спецэффектов и технических приемов, использованных Лукасом в нашумевшем
продожении "Звездных войн", лично у меня вызывает очень странные
ощущения. Как циник, прагматик и атеист, я склоняюсь к тому, чтобы
объявить это полной чепухой, но не до конца убитый ребенок во мне
сопротивляется и кричит: "А вдруг это правда?" Поскольку в последнее
время я склонен считать именно этот внутренний голос правильным,
публикую статью Алексея Орлова. Как она отзовется в вас - не знаю.
Прислушайтесь сами...
Среди
духовных мастеров разных традиций общепринято использовать особые
"тонкие" уловки, отвлекая внимание ученика и силы его эго на
второстепенные вещи (поскольку именно эго ученика бешено сопротивляется
любым начинаниям мастера), - и в это самое время оказывать на него
решающее воздействие на бессознательном уровне (вспомним Кастанеду),
снимая омрачающие сознание моменты.
Лукас
(наряду с Дж. Камероном и Копполой) - один из мощнейших пассионариев в
американском кино. Его "работа" - захватить и отвлечь своим фильмом
энергию внимания сотен миллионов кинозрителей, и в то же время
исподволь высветлить их сознание. И здесь его "за руку" не поймаешь:
поди ощути уровень тонкости его образов, если ты не экстрасенс! Однако
эта тонкость косвенно заявляет о себе и на внешнем, образном уровне, -
духовная, незримая ипостась фильма частично оказывается
визуализированной. Об этом и стоит поговорить.
Прежде всего, чем
отвлекается внимание зрителей (детей, подростков и молодежи в первую
очередь - ведь фильм заявлен Лукасом, как "фильм для мальчиков"):
А - рекламной шумихой вокруг спецэффектов и компьютерных технологий,
Б - военным сюжетом,
В - упором на фантастику,
Г
- разноплановым космическим антуражем и визуальной экзотикой (тунисская
пустыня, итальянские ренессансные дворцы, 3D-урбанизм),
Д - героями-роботами и киборгами, в том числе и забавными,
Е
- жанровыми эпизодами, типичными для видеоигр ("стрелялки" обычные и
космические, спортивные гонки, подводные приключения с драконами,
поединки в духе ниндзя, мелодрама с детско-подростковым уклоном),
Ж
- подростково-молодежным стебным юмором, использующим жаргон и
диалектизмы (его "звезда" - Джа-Джа - несуразный, комичный, премилый
недотепа),
З - конфронтирующими аллюзиями на "грязную" и
продажную политику "взрослого мира" (Верховный Канцлер, Торговая
Федерация, Сенат звездных республик).
На каком основании все это
можно считать лишь приманкой, а не "основным блюдом"? Поясню на примере
работы со спецэффектами. На словах Лукас декларирует принципиальное и
судьбоносное использование в фильме самых передовых технологий,
умалчивая, однако, для чего и как они используются: для реставрации
киноэстетики "Звездных войн" образца 1976 года (лазерные мечи,
виртуальные декорации, защитные экраны) - то есть для решения задач
кино двадцатипятилетней давности! "Эпизод 1" снимался столько же,
сколько и "Матрица" братьев Вачовских, - так откуда может взяться
десятикратное преобладание числа спецэффектов (по отношению к
"рядовому" science fiction), о которых говорит Лукас? Это всего лишь
слова, рекламная уловка. Стоит сравнить эстетику "Эпизода 1" с той же
"Матрицей", чтобы понять, насколько консервативен и традиционен Лукас
(он попросту использует здесь "золотой" диснеевский опыт создания
массовых бестселлеров с упором на глубокий традиционализм - помните эти
незабвенные диснеевские голландские домики и сказочные замки?). Для
Лукаса компьютер - просто средство сэкономить деньги, снять подешевле,
и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его
фильме не приходится говорить.
А теперь - вкратце о том, ради
чего, судя по всему, мастер Лукас вновь вернулся к "Звездным войнам".
Речь пойдет о тех моментах, которым уготовано воздействовать на зрителя
на подсознательном уровне, и о подоплеке которых дети и подростки пока
не ведают ни сном ни духом - хотя бы в силу своей недостаточной
образованности. Итак.
Мастер Лукас насытил свой фильм (и прежде
всего образы рыцарей джедая) реалиями жизни адептов духа - святых,
подвижников, аватаров, он создал образы продвинутых учителей (и их
учеников разных уровней) и точно воспроизвел их свойства (айшварии) -
именно так, как их описывают наиболее авторитетные эзотерические
источники всех крупнейших религий, а не оккультная литература и
следующие ей вослед фильмы типа "Горца" или телевизионных "Звездных
воинов", прошедших по нашим ТВ-каналам в августе 1999-го, не
поднимающиеся выше астрального плана - и потому не ведающие о таких
тонкостях.
Ну и что? - скажете вы. А вот что: в кино как форме
культуры (наш случай) главное - образ героя, модели его поведения,
которые затем усваиваются и служат образцом для подражания миллионам
зрителей. В этом смысле перед нами, вне всякого сомнения, великий
фильм. Он ненавязчиво (точнее, в скрытом виде, на уровне
подсознательной информации) предъявляет своему зрителю высочайшие
эталоны поведения и действия.
Рыцари джедая задают эталон
человека, при этом выглядят почти как "простые парни" из рядового
экшн-фильма. Это - отличительная черта будды, "просветленного", или
инсан-и камил (араб.), "человека совершенного". Например, они зачастую
одеты почти как монахи (именно этот "принцип почти" здесь и далее
деликатно и тонко обманывает эго зрителя, по инерции полагающего, что
перед ним самые обычные киноперсонажи - светские герои без глубокой
веры и значимых духовных ориентиров): белая холщовая рубаха как образ
чистого духа и длинная темная ряса сверху как знак смирения. Они
используют свое оружие только для защиты (что типично для религиозных
школ самозащиты). Во время поединков они почти полностью отрешены от
происходящего, - а это признак исчезновения "я" и растворения сознания
в Едином, что и выражается в отсутствии эмоциональных реакций и мимики.
Фильм
предлагает целый веер различных эталонов на выбор: для начинающих
(Анакин), для продвинутых учеников (Оби-Ван Кеноби), для завершающих
Путь (Ки Гон Джин), для достигших (Йода и др.). Случай с учителем Йода
особенно показателен: его "мультяшная" внешность и забавная речь
сбивают восприятие, не давая осознать, что на экране - образ
непогрешимого наставника. Однако показательно, что Лукас на главные
роли не взял американцев - видимо, как не отвечающих (хотя бы внешне)
эталонам подлинной духовности.
Оби-Ван Кеноби со своей короткой
стрижкой и косицей выглядит как заправский санъясин (в индуизме и
буддизме - человек, принявший на себя строгие религиозные обеты).
Анакина после принятия в ученики к Кеноби стригут точно так же - эта
стрижка не случайна, а ритуальна. Это воины-защитники, почти неуязвимые
полубоги. Они непосредственно ощущают баланс тонких (то есть духовных)
сил в своем окружении в данный момент, но именно этот баланс реально
определяет то, что затем происходит на физическом плане. Отсюда - их
интуиция и предвидение.
Анакин рожден без участия земного отца
(чувствуете параллель?), непосредственно от "медихлорианов" -
микросуществ, которые живут в клетках живой ткани. Достаточно научиться
слышать их голос, чтобы всегда поступать правильно и не ошибаться.
Замечу, что Лукас здесь слегка материализует, но в целом довольно точно
воспроизводит известный в большинстве эзотерических школ факт, что наш
кокон (то есть духовная ткань) составлен из мириадов крошечных "тонких"
живых существ, как бы атомарных сознаний. Колония этих существ и
образует дух человека. Фильм не просто содержит, но и демонстрирует это
учение в действии - как реальную, действенную, сверхэффективную
практику жизни, как основу бытия джедаев.
Итак, Лукас достаточно
умен, чтобы не противопоставлять себя и свое кино всему, что любят
сейчас подростки - космические странствия, киборги, военные сюжеты,
поединки и прочее. Не собирается он и открыто декларировать такие вещи,
как духовный путь, аскеза, медитация, молитва, айшварии, ци, дао, вера
в Единого и прочее. Он отнюдь не рассчитывает, что его зритель держит
на своем столе Дао-дэ-цзин, Дхаммападу, Бхагавадгиту, Алмазную сутру,
Тибетскую книгу мертвых, гностические евангелия, суфийские притчи и т.
п. Он поступает проще: мастерски упаковывает все это в нашу любимую
банку из-под чипсов и подбрасывает в ближайшую кино- или видеопалатку.
Пожалуй, Лукас делает беспроигрышную ставку - не на взрослых и даже не
на молодежь, а на детей и подростков - на них еще есть надежда. Именно
им он предлагает в зрелищной упаковке "Звездных войн" эссенцию
духовного пути, почерпнутую им из эзотерических источников и
воспроизводимую, как жизненная практика учения и бытия джедаев, -
известно, что дети и подростки воспринимают не эстетику и "искусство",
а модели поведения симпатичных им персонажей - и перенимают их по
принципу "обезьянки". Думаю, именно эта начинка и обеспечит "Звездным
войнам" Лукаса долгую безоблачную жизнь в статусе мировой "классики"
подросткового кино и колоссальный, не преходящий десятилетиями успех во
всем мире.
Пожалуй, можно сказать, что эпопея Лукаса - это в
некотором роде переложение евангелия для всех тех, кто не в состоянии
воспринять религиозные идеи монотеизма в их традиционной форме, это
дайджест извечных истин и сокровенных знаний, апеллирующий к
подсознанию тех, кто на уровне своего сознания не имеет духовных
ориентиров, варясь в котле развлекательных форм массовой
американизированной кинокультуры. Именно поэтому Лукас искусно
использует киножанр, понятный и доступный миллионам людей на планете,
фактически занимаясь уже не только режиссурой, но и мессианством. Его
опыт искусной и во многом безупречной проповеди вечных истин - скорее,
призыв к действию и отличный образец для подражания, чем предмет
критических споров, эстетических разборок и технологических экскурсов.
|
Категория: Пресса | Добавил: Палпатин (07-Янв-2009)
|
Просмотров: 609
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|